ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТНЫМИ БЮДЖЕТАМИ |
02-12-2022 |

Правовое регулирование контроля местных бюджетов требует усовершенствования законодательного обеспечения контрольных полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в направлении распространения прав по формированию бюджетных фондов и контроля за их использованием.
Для обеспечения интересов территориальных общин нужны финансовые ресурсы, которые образуются и реализуются в местных бюджетах. Согласно Бюджетному кодексу Украины (далее - БК) на каждой стадии бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль, который должен обеспечивать эффективность использования бюджетных средств как на уровне Государственного бюджета Украины, так и местных бюджетов (ст. 26, ст. 115 БК). Местные государственные администрации и органы местного самоуправления соответственно Конституции Украины (ст. 119, ст. 143) выполняют функцию управления бюджетным процессом в собственном регионе, то есть постоянно осуществляют деятельность, направленную на формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение соответствующих бюджетов, рассмотрение и утверждение отчетов о бюджетах [1]. Однако органами Государственной контрольно-ревизионной службы Украины по результатам ревизий и проверок бюджетных учреждений в течение последних пяти лет был зафиксирован рост на 14,5% бюджетных нарушений и преступлений [2]. Это свидетельствует о низком уровне организации контроля за бюджетным процессом и необходимость его совершенствования. Одно из направлений совершенствования бюджетного контроля - это реформирование законодательного обеспечения выполнения контрольных полномочий местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что проблемы контроля в государственном управлении разрабатывались экономистами, юристами, специалистами государственного управления, но вопрос организационно-правового обеспечения бюджетного контроля на уровне местных бюджетов в современной Украине не нарушались.
Проблемы финансово-хозяйственного контроля выполнения местных бюджетов исследовала Е.В. Калюга, которая отмечала ослабление контроля деятельности государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений из-за несовершенства действующих правовых актов . В.М. Гаращук указывал на отсутствие единого нормативного акта, который устанавливал бы основные правила организации и осуществления финансового контроля в Украине и предлагал отдельные его положения . В разработке находится несколько законопроектов по финансовому кон-контроля, и в первом чтении утвержден за основу проект Закона Украины "О государственном контроле за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за бюджетные правонарушения", который регулирует отношения по осуществлению государственного контроля за соблюдением бюджетного законодательства, определяет органы , которые уполномочены осуществлять контроль, их полномочия и взаимодействие, устанавливает виды бюджетных правонарушений и ответственность за них. Однако организационно-правовые основания контроля за формированием, утверждением, выполнением местных бюджетов и отчетности об исполнении не определяются [5].





Сегодня читают:
Сегодня добавлено:
-
- Компетенция местных органов власти в области финансов
- Во компетенции местных органов власти понимают круг полномочий, которыми они наделяются законом для выполнения возложенных на них функций. Компетенция местных органов власти в области финансов является важной составляющей системы управления местными финансами и в значительной мере определяет его характер.
- Местные финансовые органы в заграничных странах
- Последующее развитие системы местных финансовых органов в Украине требует учета положительного опыта организации таких подразделений в заграничных странах.